НАЛОГИ
Налоговая система Испании - одна из самых молодых в Европе. Но настоящему она стала создаваться лишь в постфранкистский период и в дальнейшем видоизменялась в соответствии с требованиями Европейского Союза.
Сбор налогов в Испании хорошо налажен, налоговая инспекция обеспечена компьютерной техникой и программами по последнему слову техники и очень внимательно следит за своевременными и полными платежами. Кроме того, информация в налоговую инспекцию приходит из разных источников - например, из Реестра собственности Испании, поэтому при существующем дублировании укрыться от налогов очень непросто.
Испанская налоговая служба была реорганизована в 1992 г., создан единый налоговый орган - Государственное налоговое агентство, объединившее ряд разрозненных налоговых подразделений. Агентство приобрело статус юридического лица и право оставлять себе 18% от суммы собранных налогов. Налогообложение в Испании, как и в Российской Федерации, осуществляется на трех уровнях: государственном, региональном и местном, что свидетельствует о возможности сочетания государственных интересов с интересами автономных областей и даже провинций.
На федеральном уровне, как в России, так и в Испании, взимаются прямые налоги на доходы физических лиц (подоходный на прибыль) и юридических лиц (налог на прибыль). В Испании к ведению местных властей относятся налоги на автотранспортные средства, а также на строительные и инженерные работы. Автономные власти собирают налоги и на первом этапе оставляют их у себя. Затем эти средства и государственные отчисления распределяются между автономией, мэрией и муниципалитетами в зависимости от уровня их развития и потребностей в финансировании. Налог на недвижимость устанавливается в зависимости от кадастровой стоимости, определяемой на государственном уровне. Мэрии и муниципалитеты самостоятельно устанавливают ставки налогов в рамках существующих лимитов - от 0,4% до 1% (в Мадриде ставка составляет 0,4% кадастровой стоимости недвижимости; в Барселоне - 0,9%). В большинстве стран мира уклонение от налогов - основная проблема, с которой приходится бороться государству.
Заполняемые декларации в Испании, хранятся не менее четырех лет, в течение которых налоговый инспектор вправе потребовать ее у любого гражданина в любой момент для проверки. Все предприниматели, в первую очередь владельцы мелких мастерских, баров, магазинчиков, в Испании обязан вести строгий учет своей финансовой деятельности с помощью кассовых аппаратов, оформляя любую услугу или покупку чеком, который вручается клиенту. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, число граждан не желающих платить налоги достаточно велико. Механизм утаивания доходов и уклонения от уплаты налогов достаточно прост. Предприниматели просто не фиксируют поступающую прибыль или переводят ее на счета подставных фирм. Многие прибегают к услугам адвокатов, помогающих найти пробел в законодательстве. В этом случае на помощь государству приходят налоговая полиция и суд, возвращающие в государственную казну миллионы, укрытые от налогообложения.
Затраты на содержание недвижимости.
1. Налог на недвижимость - IBI - выплачивается раз в год. Сумма зависит от качества жилья:
- квартиры - в среднем, от 100 до 500 € в год
- виллы - в среднем, от 300 до 2000 € в год. Сумма зависит не только от занимаемой площади, но во многом от места и прочих факторов. Земля в популярном месте стоит дороже, чем на отдаленной финке.
2. Communidad - оплата за содержание в порядке урбанизации (закрытого двора со всевозможными благами, доступными только жильцам данного дома), как-то чистка бассейна, содержание сада/парка, уборка подъездов. Колеблется от 20 до 100 € в месяц. Данная плата, естественно, не касается многоэтажек, лишенных урбанизации, и обособленных вилл с собственными парками и бассейнами.
3. Коммунальные платежи - согласно счетчику.
Например, квартиру (апартаменты)
Это 3 спальни, салон (гостиная), довольно просторная кухня, 2 ванных - в общем 4-комнатная квартира по российским меркам - площадью 110 кв. м. Плюс к ней закрытая урбанизация с бассейном, парком и подземный гараж:
- электричество ~ 50 € в месяц
- газ ~ 25 € в месяц
- вода + мусор ~ 30 € в месяц.
Соответственно, если в квартире никто не живет, оплаты по счетчику нет.
Оплата, как правило - раз в 2 месяца.
Налогообложение при оформлении сделок
Разовые налоговые выплаты и затраты на регистрацию являются наиболее значимыми при покупке недвижимости в Испании. Налогообложение сделок с новой и вторичной недвижимостью несколько различаются. Все взимаемые налоги и сборы непосредственно зависят от стоимости участвующей в сделке купли-продажи недвижимости. За базу для расчета налога всегда принимается сумма, указанная в Эскритуре.
Едиными для новой и вторичной недвижимости являются:
- нотариальный сбор (Notario)
- регистрационный сбор при внесении данных нового владельца недвижимости в Регистр собственности (Registro)
- сбор на делопроизводство (Gestoria)
- местный налог (Plus Valia), основывается на оценке роста стоимости недвижимости на момент её продажи.
Сумму налогового сбора указывает Мэрия (Ayuntamiento) в соответствующем предписании. Покупатель новой недвижимости должен платить этот налог, так как земля, на которой располагается дом или другое жилье, также является недвижимостью. Налог платится за земельный участок.
Plus Valia примерно составляет 0.5% от стоимости недвижимости, для новой соответственно 0.5% от стоимости земли.
Различия для новой и вторичной недвижимости являются:
а) при приобретении новой недвижимости покупателю приходится платить
- налог на добавленную стоимость (Impuesto sobre Valor Anadido), его можно встретить на любом, даже незначительном чеке (I.V.A.). Для любого жилья составляет 7%, для коммерческой недвижимости и свободных от построек земельных участков 16%, для земельных участков предназначенных под застройку в ближайший год 7%. Оплачивается в муниципальных офисах по приёму налогов или через банк;
- налог на документальное оформление юридических актов (Actos Juridicos Documentados, A.J.D.), составляет 0.5% от стоимости, указанной в эскритуре, уплачивается через банк;
б) при приобретении вторичной недвижимости оплачивается передаточный налог (Impuesto de Transmisiones Patrimoniales, I.Т.Р.), составляет 6% от стоимости недвижимости, оплачивается в Совете по Экономике и Финансам.
Сведем в таблицу зависимость примерной суммы налоговых и других выплат от стоимости недвижимости:
Единые выплаты для новой и вторичной недвижимости
|
Новая недвижимость
|
Вторичная недвижимость
|
Стоимость
|
Notaria
|
Registro
|
Gestoria
|
I.V.A 7%
|
A.J.D. 0.5%
|
Всего*
|
I.T.P. 6%
|
Plus Valia
|
Всего
|
50 000€
|
347€
|
115€
|
139€
|
3 500€
|
250€
|
4 351€
|
3 000€
|
250€
|
3 851€
|
80 000€
|
386€
|
144€
|
165€
|
5 600€
|
400€
|
6 696€
|
4 800€
|
400€
|
5 896€
|
100 000€
|
408€
|
160€
|
180€
|
7 000€
|
500€
|
8 248€
|
6 000€
|
500€
|
7 248€
|
150 000€
|
460€
|
196€
|
215€
|
10500€
|
750€
|
12 121€
|
9 000€
|
750€
|
10 621€
|
180 000€
|
489€
|
216€
|
234€
|
12600€
|
900€
|
14 439€
|
10800€
|
900€
|
12 639€
|
200 000€
|
507€
|
229€
|
246€
|
14000€
|
1000€
|
15 982€
|
12000€
|
1000€
|
13 982€
|
* — не указан налог Plus Valia, так как его сумма для новой недвижимости является незначительной. Например, для виллы стоимостью 200.000€ этот налог составит 250€.
Налогообложение в Испании.
В соответствии с действующим законодательством хозяйственные общества обязаны платить следующие налоги:
Ø Налог на прибыль (Налог с предприятий и организаций — IS) в размере 35%.
Малые предприятия с доходом менее 250 миллионов Песет в год могут применять ставку в размере 30 % в отношении части налогооблагаемой базы, составляющей от 0 до 15 миллионов Песет, к оставшейся части применяется — 35%.
Льготы для недавно созданных предприятий не предусмотрены.
Ø Налог на добавленную стоимость (IVA) в размере 16 %
взимается с продаж всех видов движимых вещей, а также за предоставление услуг как внутри страны, так и за рубежом, и случае их использования на территории Испании.
Ø Налог на недвижимое имущество (IBI)
взимается ежегодно с собственников имущества, а так же с лиц, обладающих вещными правами в отношении объектов данного вида имущества, в размере 0,3 % — 0,4 % от стоимости (в соответствии с Кадастром) недвижимого имущества.
Ø Налог на экономическую деятельность (IAE)
взимается ежегодно в зависимости от вида профессиональной деятельности.
Ø Налог с продаж ценного имущества и правового оформления документов.
Продажа недвижимого имущества облагается в размере 7 % от его стоимости; движимого имущества в размере 4 %. Операции связанные с учредительными и иными документами в размере 1 %.
Ø Подоходный налог с физических лиц (IRPF).
Уплачивается у источника выплаты по ставке от 18 % до 48 % в зависимости от размера получаемых доходов.
Основными прямыми и косвенными налогами в Испании являются:
- НДС - в основном по ставке 16%, реже 7% (например, на готовое строительство при покупке нового дома, на общественное питание, туристические услуги), есть и более пониженные ставки.
- Налог на переход собственности (продажа недвижимости со вторых рук) - 7%.
- Налог на юридические задокументированные акты (например, ипотека или учреждение предприятия) - от 0,5% до 1%.
- Подоходный федеральный и автономный налог по прогрессивной ставке.
- Налог с физических лиц на недвижимое имущество - до 2% от кадастровой стоимости жилья в год.
- Налог с частных лиц на транспортные средства - 90-150 евро в год за средний автомобиль.
- Налог с прибыли предприятий.
- Налог за вид деятельности с предприятий.
- Налог на недвижимое имущество оффшорных компаний - 5% в год.
- Подоходный налог с физических лиц-нерезидентов за доход, полученный в Испании (например, гонорар или продажа ранее купленного жилья с прибылью).
- Удержание с нерезидентов в счет подоходного налога при продаже недвижимости - 5% от суммы купчей.
- Удержание с нерезидентов с доходов по банковским процентам - 25%, по доходам от продажи акций и инвестиционных фондов - 35% (возможно избежать, предоставив специальные документы).
Налоги с нерезидентов в Испании
Все нерезиденты в Испании платят НДС, налог на переход собственности, на юридические задокументированные акты, на автомобили, на недвижимость на общих основаниях.
Нерезиденты, происходящие из стран, с которыми у Испании нет конвенции об исключении двойного налогообложения, платят налоги как резиденты.
Нерезиденты, происходящие из стран, с которыми у Испании есть конвенция об исключении двойного налогообложения, но при этом не предоставившие справки или не подавшие декларацию о нерезидентности, платят налоги как резиденты. При этом банки, которые оперируют в Испании, обязаны:
- Удерживать с нерезидентов в Испании 25% от процентов, полученных по текущим, сберегательным и депозитным счетам.
- Удерживать с нерезидентов в Испании 25% от доходов, полученных по операциям со страховками и 35% от операций купли-продажи Инвестиционных фондов и акций.
Нерезиденты, происходящие из стран, с которыми у Испании есть конвенция об исключении двойного налогообложения и предоставившие справки или декларацию о нерезидентности, не подвергаются вышеупомянутым удержаниям со стороны банков и платят подоходный налог вместе с налогом на имущество нерезидентов по упрощенной форме и символическим ставкам. Срок подачи - в течение всего года.
Налоговые льготы
Хозяйствующим субъектам предоставляется возможность уменьшить размер суммы, взыскиваемой в форме налога на прибыль, в целях стимуляции деятельности в следующих областях:
- исследований и развития (20 %-40 %);
- экспорта (25 %);
- инвестиций в культуру, кинематограф и издательство книг (20 %-5 %);
- инвестиций в основные средства в целях защиты окружающей среды (10 %);
- профессионального образования (5 %-10 %);
- занятости инвалидов (800 тысяч Песет в год на человека);
Общая сумма применяемых льгот не может превышать 35 %.
Льготы в связи с двойным налогообложением, в случае если доходы организации включают поступления от деятельности за пределами Испании, облагаемые налогом в месте их получения, заключается в возможности вычесть из суммы, удерживаемой в виде налога с организаций и предприятий, меньшую из следующих:
- сумма уплаченного налога того же вида за пределами Испании;
- сумма, которая была бы выплачена, если бы доходы поступили на территории Испании.
В случае если организация получает доходы от нескольких типов деятельности, льготы применяется к общей сумме доходов, полученных на территории одной страны, в свою очередь доходы от деятельности филиалов исчисляются по отдельности.
Порядок налогообложения доходов организаций нерезидентов Испании может быть изменен применением норм международных соглашений и конвенций. Если предприятие является резидентом страны участницы Конвенции об избежании двойного налогообложения и получает доходы на территории Испании, следует учитывать нормы Конвенции в целях корректного налогообложения последнего.
О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал».
Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал была подписана в г.Мадриде 16 декабря 1998 года. Она заменила собой Конвенцию между Правительством СССР и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 1 марта 1985 года.
Необходимость пересмотра ранее действовавшей Конвенции была вызвана изменившимися условиями хозяйствования в Российской Федерации, переходом к рыночным принципам в экономике, а также введением принципиально новой системы налогов в России и изменениями налогового законодательства в Испании.
Целью вышеуказанной Конвенции является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода или капитала в своей стране и стране-партнере.
Решение этого вопроса позволяет на взаимовыгодных началах привлечь в каждое из договаривающихся государств иностранные инвестиции и обеспечить условия для устранения двойного налогообложения предприятий, организаций и граждан.
Конвенция распространяется на налоги, доходы и капитал юридических и физических лиц, имеющих постоянное местопребывание или постоянное место жительства в Российской Федерации или Испании.
Конвенция предусматривает, что «налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного договаривающегося государства в другом договаривающемся государстве производится, если такое лицо осуществляет деятельность в этом другом государстве через постоянное представительство». При этом в отношении строительно-монтажных работ установлено, что получаемая от этой деятельности прибыль будет облагаться налогом, если продолжительность таких работ превышает 12 месяцев.
Доходы от использования имущества и само имущество облагаются налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится.
Исключение сделано в отношении морских и воздушных судов, эксплуатируемых в международных перевозках.
Доходы от отчуждения таких транспортных средств, полученные предприятием договаривающегося государства, подлежат налогообложению в этом государстве.
Конвенция предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц аналогичный принятому в международной практике. Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней в течение соответствующего календарного года.
Исключение с учетом международной практики сделано для членов экипажей транспортных средств, артистов, спортсменов, государственных служащих, пенсионеров, студентов, стажеров.
Конвенция гарантирует недопущение налоговой дискриминации, регулирует процедуру рассмотрения обращений (заявлений) налогоплательщиков и разрешения споров, а также вопросы обмена информацией между компетентными органами договаривающихся государств, определяет методы устранения двойного налогообложения.
В соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» Конвенция подлежит ратификации и вступает в силу с даты последнего из уведомлений о выполнении необходимых в связи с этим процедур, Положения Конвенции применяются до тех пор, пока одно из договаривающихся государств не прекратит ее действия, направив по дипломатическим каналам уведомление по крайний мере за шесть месяцев до окончания любого календарного года после истечения пяти лет с даты вступления Конвенции в силу.
Конвенция способствует развитию торгового, культурного и научно-технического сотрудничества между Россией и Испанией, а также привлечению взаимных инвестиций.
Доходная база российских бюджетов не сузится, т.к. некоторое уменьшение налогового бремени для испанских юридических и физических лиц в Российской Федерации будет компенсировано за счет аналогичного его увеличения в отношении прибыли и доходов, полученных российскими организациями и гражданами на территории Испании, Вместе с тем, наличие такой Конвенции позволит российским налоговым органам контролировать своевременность и полноту налоговых поступлений с доходов, полученных российскими юридическими и физическими лицами от деятельности на территории Испании.
Получение возможности для налоговых органов обеих стран обмениваться необходимой итоговой информацией приведет к выявлению дополнительных источников поступлений в соответствующие бюджеты.